Наши услуги

Что должно быть установлено согласно требованиям к конструкции транспортных средств для перевозки опасных грузов (ДОПОГ и Технический регламент Таможенного Союза)

Регистрация
Вход
-Переключатель должен иметь кожух со степенью защиты IP 65. Под степенью защиты понимается способ защиты. Кожух со степенью защиты IP 65, должен защищать переключатель от пыли и струй воды. Распространяется только на FL.



- Электропроводка, находящаяся позади кабины должна быть соответственно защищена. Примеры соответствующей защиты приведены на рис. 1,2,3 и 4. Провода датчиков АБС в дополнительной защите не нуждаются. (п. 9.2.2.6.1 ДОПОГ) Распространяется на EX/III, FL.




Электропроводка:
Эти требования практически не отличаются от требований к электропроводке на обычном транспорте. Однако если автомобиль достаточно старый, то изменения необходимы (укладка отдельных изолированных проводов в гофрированный кабелепровод из полиамида).
- Не допускается присутствие в электрических проводах транспортного средства видимых разрушений, следов пробоя изоляции (п.10.9 приложения №8 ТР ТС). Настоящее требование распространяется на ВСЕ транспортные средства, в том числе и не участвующие в перевозки опасных грузов.
- Запрещается применение электрических разъемов между тягачом и прицепом/полуприцепом, не снабженных защитой от случайного рассоединения (п. 20.14.18 приложения №8 ТР ТС). Распространяется на ВСЕ транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов.
- На прицепе/полуприцепе полной массой свыше 1,5 тонн необходимо наличие энергоаккумуляторов, хотя бы на одной из осей (приспособление, позволяющее совершить автоматическое торможение прицепа в случае разъединения сцепного устройства во время движения) (пункт 5.2.2.9 Правила ЕЭК ООН №13).
- Не допускается наличие механических запорных устройства (кранов) на воздухопроводах, в том числе и на сочленениях тягач - прицеп/полуприцеп (пункт 5.1.3.8 Правила ЕЭК ООН №13)

- На автотранспортных средствах полной массой полной массой выше 16 тонн или допущенных

к буксировке прицепов/полуприцепов массой более 10 тонн необходимо наличие износостойкой тормозной системы. Согласно правилам ЕЭК ООН № 13 при активации износостойкой тормозной системы не должна использоваться основная система тормозов. Подавляющее большинство транспорта оборудована такой системой, а именно «горным тормозом». Также, в качестве примера износостойкой тормозной системы, может служить наличие на автомобиле интардера и ретардера.
Гермес сервис Клин

Что должно стоять по ДОПОГ

1Основными правилами перевозки грузов по территории РФ является документ: Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272). Этим документом (пункт 3) регламентируется применение в качестве правил перевозки опасных грузов по территории РФ Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (далее ДОПОГ). Технические требования к транспортным средствам, осуществляющим перевозки опасных грузов (так же как и к остальным категориям транспорта), определяются Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (вступившего в силу с 01 января 2015 года), далее ТР ТС, Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 г. Москва), вступившим в силу 10 сентября 2010 года, далее ТР 720, а также частью 9 ДОПОГ. Следует понимать, что касательно транспортных средств, находящихся в эксплуатации, требования ТР ТС в полной мере распространяются на т/с, год выпуска которых начинается с 2015 года. На транспортные средства, находящиеся

вэксплуатации, год выпуска которых до 2015 года, распространяются требования ТР ТС только к тем элементам их конструкции, которые были предусмотрены на момент их (транспортных средств) выпуска. К остальным же элементам конструкции т/с (не предусмотренных при выпуске транспортного средства) предъявляются требования ТР 720 (который безоговорочно действовал по 31 декабря 2014 года), в не зависимости от даты осуществления контроля (п.74 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза) В связи с вопросами сертификации транспортных средств и их компонентов, был обозначен переходный период в действиях ТР 720 и ТР ТС до 1 июля 2016 года, в рамках которого разрешено использование и выпуск т/с и их компонентов, в соответствии с требованиями ТР 720, но только на основании сертификатов выданных до 1 января 2015 года.
Не редко, можно столкнуться с ошибочным мнением со стороны перевозчиков, что перевозка опасных грузов не в коммерческих целях (в личных для частного лица, и для перевозок внутри организации, т.е. между подразделениями организации) может осуществляться по так называемому «ПОГАТу» (правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372). Пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 г. ограничивает действие ПОГАТа по 26 апреля 2012 года. Необходимо помнить, что технические требования к транспортным средствам, осуществляющим перевозку опасных грузов определяются пунктами 1.18, 1.20, 2.5 приложения №6, пунктами 20, 21, 22, 23, приложения №8 Технического регламента Таможенного Союза.. В частности пункт 2.5 приложения №6 ТР ТС требует соответствия транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, ДОПОГу. ВЫВОД: транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, обязаны соответствовать своими конструкцией и оборудованием, а также маркировкой опасного груза, требованиям ДОПОГ в не зависимости от вида перевозок..
Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, проводится в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве - члене Таможенного союза, в формах технического осмотра, а также государственного контроля ( надзора ) за безопасностью дорожного движения (п.72 ТР ТС).

Если хотя бы одна из характеристик, или один из конструктивных параметров транспортного средства, на которые распространяются требования Технического регламента, отличаются от зафиксированных (характеристик и конструктивных параметров) в одобрении типа этого транспортного средства, то оно (транспортное средство) считается не соответствующим требованиям Технического регламента Таможенного союза (п. 105 ТР.ТС). Исключением служат изменения, вносимые в конструкцию транспортного средства, которые зарегистрированы должным образом.

Также стоит отметить, что любая перевозка, осуществляемая транспортом, принадлежащим юридическому лицу, является коммерческой. Так как цель создания любого юридического лица - извлечение прибыли (коммерция), что прописано в Уставных документах любой компании. Исключения составляют только юридические лица, в наименовании организационно-правовой форме которых указан некоммерческий статус организации, что легко отслеживается по информации в регистрационных документах транспортного средства.

ДОПОГ является сводом правил, регламентирующих перевозку опасных грузов транспортными средствами по дорогам общего пользования. В этом документе приведены требования как к процессу перевозки в целом, так и к транспортному средству, осуществляющему эти перевозки, в частности. Ниже приведены основные
требования к конструкции транспортного средства, которое может быть допущено к перевозке опасных грузов (ОГ). Необходимо обратить внимание на то, что эти требования являются базовыми для перевозки ОГ, но в случаях перевозки отдельных видов ОГ к транспортным средствам применяются дополнительные требования, которые не исключают перечисленные ниже и о которых изложено в ДОПОГ и Техническом регламенте.
Многие требования, которые предъявляются к транспортному средству различными пунктами ДОПОГ, ссылаются на различные правила ЕЭК ООН. Правила ЕЭК ООН это технические нормы, которыми необходимо руководствоваться при строительстве автомобиля, либо его эксплуатации в Евросоюзе. В связи с гармонизацией российских требований и норм технического характера с европейскими (о чем прямо говорится в Предисловии ТР ТС), требования правил ЕЭК ООН распространяются и на Членов Таможенного Союза, в том числе и на Россию. Правила ЕЭК ООН сродни нашим ГОСТам и почти каждому Правилу соответствует российский ГОСТ. Но в ДОПОГ и Техническом регламенте прописаны требования к транспортным средствам на основании именно Правил ЕЭК ООН.
Правило ЕЭК ООН №105 технические нормы, которые предъявляются к транспортным средствам, которые могут быть допущены к перевозке опасных грузов. Если в перечне документов, явившихся основанием для выдачи на транспортное средство Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), присутствует сертификат соответствия транспортного средства Правилам ЕЭК ООН №105, это значит, что данное транспортное средство специально подготовлено для перевозки опасных грузов непосредственно на заводе изготовителе, что уполномоченный сертификационный орган подтверждает соответствие транспортного средства требованиям ДОПОГ (но не требованиям Технического регламента) на момент его производства. ОТТС выдается на каждое транспортное средство сертификационным уполномоченным органом страны, где предусматривается эксплуатация этого транспортного средства, и служит одним из документов основания для выдачи Паспорта транспортного средства.

Транспортные средства, перевозящие опасный груз классифицируются ДОПОГом как следующие типы транспортных средств:
1.EX/II или EX/III означает транспортное средство, предназначенное для перевозки взрывчатых веществ и изделий (класс 1).

2.FL означает:

а) транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 60°С (за исключением дизельного топлива, соответствующего стандарту EN 590:2004 (ГОСТ Р 52368-2005 Дизельное топливо ЕВРО), газойля и печного топлива легкого - № ООН 1202 - с температурой вспышки, указанной в стандарте EN 590:2004) во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах цистернах, переносных цистернах, индивидуальной вместимостью более 3 м3;

b)транспортное средство, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов во встроенных цистернах или съемных цистернах, вместимостью более 1 м3, либо в контейнерах-цистернах или переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м3; с) транспортное средство-батарею общей вместимостью 1 м3, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов.
Примером данного типа транспортных средств служат «бензовозы» и «газовозы». Но в связи с определением к данному типу транспортных средств, нельзя относить транспортные средства перевозящие исключительно дизельное топливо. В таких случаях в бланке Допуска транспортного средства к перевозке опасных грузов в соответствующем разделе указывается тип транспортного средства согласно пункту 9.1.1.2 ДОПОГ, а также разрешение на перевозку только дизельного топлива, соответствующего стандарту EN 590:2004 или ГОСТ Р 52368-2005. Соответствие топлива ГОСТу или стандарту подтверждается паспортом на перевозимое топливо, которое выдается на пункте погрузки на каждую перевозку. В связи с выше описанной сложностью, а также экономической целесообразностью собственники большинства бензовозов, перевозящих дизельное топливо, выполняют требованиям к транспортным средствам типа FL.
3.OX означает транспортное средство, предназначенное для перевозки стабилизированного пероксида водорода или стабилизированного водного раствора пероксида водорода, содержащего более 60% пероксида водорода (класс 5.1, № ООН 2015), во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах или переносных цистернах индивидуальной вместимостью более 3 м3.

4.AT означает:

a)транспортное средство, кроме транспортного средства ЕХ/III, FL или OX, предназначенное для перевозки опасных грузов во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м3;

b)транспортное средство-батарею (транспортное средство с комплектом элементов, соединенных между собой коллектором и стационарно установленных на транспортной единице. Элементами транспортного средства-батареи считаются: баллоны, трубки, связки баллонов (также называемые клетями), барабаны под давлением, а также цистерны, предназначенные для перевозки газов, вместимостью более 450 литров) общей вместимостью более 1 м3, кроме транспортного средства FL.

Сюда также относят транспортные средства «бензовозы» которые перевозят исключительно дизельное топливо соответствующего стандарту EN 590:2004 или ГОСТ Р 52368-2005. Соответствие топлива ГОСТу или стандарту подтверждается паспортом на перевозимое топливо, которое выдается на пункте погрузки на каждую перевозку.

5.MEMU означает транспортное средство, отвечающее определению "Смесительно-зарядная машина" - транспортное средство с установленной на нем машиной для изготовления взрывчатых веществ из опасных грузов не являющихся взрывчатыми, и их заряжания. Машина состоит из различных цистерн и контейнеров для массовых грузов, технологического оборудования, а также насосов и связанного с ними оборудования. MEMU могут иметь специальные отделения для упакованных взрывчатых веществ.

На территории России на дорогах общего пользования такие транспортные средства не встречаются

Из определения, применяемого к каждому типу транспортного средства, перевозящего опасный груз, не всегда ясно к какому из типов оно все-таки относится. Это легко определить по таблице А, главы 3.2 ДОПОГ, в частности, колонки 14. Эта же таблица используется и для определения остальных требований при перевозки конкретного опасного груза.
-Устройство управления (клавиша, кнопка управления выключателем) должна быть установлена в кабине автомобиля в доступном для водителя месте и иметь четкую маркировку. Оно должно быть защищено от случайного срабатывания с помощью защитного кожуха, двойного выключателя или иным подходящим способом (п. 9.2.2.3.2 ДОПОГ). Распространяется на транспортные средства типов EX/III, FL. Однако, идентичное требование содержится в пункте 20.10 приложения №8 ТР ТС и распространяется на ВСЕ т/с перевозящие опасный груз. Обычно в качестве устройства управления используется тумблер с крышкой, две кнопки, которые необходимо нажимать одновременно, поворотный тумблер с фиксацией и т.п.
-В целом электропровдка транспортного средства должна быть надежно закреплена и проложена так, чтобы была защищена от механических и термических воздействий (п. 9.2.2.2.2 ДОПОГ). Распространяется на транспортные средства типов EX/III, AT, FL, OX.

-Главный переключатель аккумуляторной батареи («выключатель массы»). Требования по его, а также по дистанционному управлению главного переключателя (кнопке в кабине), наличию и исправности также определены п. 20.14.15 приложения №8 ТР ТС (для всех типов т/с, перевозящих ОГ). Внешний переключатель должен быть расположен максимально, насколько позволяет конструкция т/с, близко к аккумуляторам. Если используется однополюсный переключатель, который размыкает только один провод, то на т/с типов EX/III и FL впервые зарегистрированных после 1 июля 2005 года, он (переключатель) должен размыкать «плюсовой» провод питания (п. 9.2.2.3.1 ДОПОГ) Обычно выключатель массы располагается на или в аккумуляторном ящике.

Базовые требования к транспортному средству, перевозящему ОГ (его технической части):

2 Тормозное оборудование ДОПОГ

1.Электропроводка:

Требования к тормозной системе т/с регламентируются Правилами ЕЭК ООН №13 на которые ссылаются пункты 9.2.3.1.1 ДОПОГ и распространяется на следующие типы транспортных средств: EX/III, FL, OX и АТ (в соответствии с п.9.2.1.1

ДОПОГ).

Согласно п. 5.2.1.22 Правил ЕЭК ООН №13 Механические ТС категорий М2, М3, N2 и N3, имеющие не более четырех осей, должны быть оборудованы системой АБС Согласно п. 5.2.2.13 Правил ЕЭК ООН №13 Прицепы категории О3 и О4 должны быть оборудованы системой АБС.

Таким образом, все автомобили (типов EX/III, FL, OX и АТ, осуществляющие перевозки опасных грузов) максимальной массой свыше 3,5 тонн и имеющие менее четырех осей должны быть оборудованы системой АБС.

Все прицепы категории О3 и О4 (типов EX/III, FL, OX и АТ ,осуществляющие перевозки опасных грузов) должны быть оборудованы системой АБС.

Необходимо обратить внимание на таблицу, приведенную в п. 9.2.11 ДОПОГ, где существуют сноски, которые часто трактуют не верно:

- Автомобиль, максимальной массой свыше 16 тонн, а также допущенный к буксировке прицепа/полуприцепа максимальной массы свыше 10 тонн, должен быть оборудован антиблокировочной системой торможения АБС категории 1. Это значит что не только такие автомобили оборудуются АБС, а что такие автомобили оборудуются АБС категории 1. Так же обстоит дело и с прицепами:

- Прицеп/полуприцеп, максимальной массой свыше 10 тонн должен быть оборудован антиблокировочной системой торможения АБС категории А.
В случае если на транспортном средстве система АБС не установлена заводом изготовителем, то собственник т/с может ее установить и оформить в законодательном порядке. При этом необходимо учитывать, если в ОТТС (одобрение типа транспортного средства) есть сертификация данного транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН №13, то после физической установки на т/с системы АБС оформлять внесение изменений в конструкцию не нужно, т.к. согласно ОТТС т/с наличие системы АБС на данном т/с предусмотрено заводом-изготовителем и сертифицировано в установленном порядке.

Если в ОТТС т/с нет сертификации по правилам ЕЭК ООН №13 то оборудование транспортного средства системой АБС необходимо регистрировать как изменение в конструкцию транспортного средства, о чем делается отметка в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства. При этом, необходимо отметить, что компоненты устанавливаемой системы АБС должны иметь Официальное утверждение типа на основании Правил ЕЭК ООН №13. Все компоненты систем АБС производителей Wabco, Haldex, Knorr-Bremze имеют такие Утверждения.
Распознать наличие системы АБС на транспортном средстве не прибегая к инструментальной диагностики не составляет ни какого труда. Для этого необходимо знать следующее.

Рядом с тормозным механизмом каждого колеса обязательно располагается модулятор АБС (кран, который механическим способом и с высокой частотой прерывает тормозное усилие прикладываемое тормозными колодками к тормозному барабану или тормозному диску, в момент активации системы АБС. Управление модулятором производится блоком управления АБС по электрическому кабелю, который присоединяется к модулятору посредством герметичного разъема). Наиболее подходящее место для его обнаружения это внешняя часть рамы в районе передних колес. Однако необходимо помнить, что модуляторы АБС как задние, так и передние могут находиться и с внутренней стороны рамы транспортного средства
На приборной панели транспортного средства должна быть сигнальная лампа (две, если автомобиль предназначит к использованию в составе автопоезда) с маркировкой «АБС» (пункт 5.1.3.6.2 и 5.2.2.5.1 ЕЭК ООН №13), служащие для сигнализации неисправности системы (первая

- автомобиля, вторая - прицепа). После включения зажигания эта лампа должна загореться, после чего возможно ее мигание с некоторым интервалом (в зависимости от производителя системы АБС), после чего лампа должна погаснуть, что свидетельствует об исправности системы АБС. После включения зажигания на автомобиле, система АБС проводит самодиагностику. Это всегда сопровождается небольшой серией громких и четких щелчков всех модуляторов АБС (в том числе и на прицепе и полуприцепе в случае его наличия)
На транспортном средстве (автомобиле, прицепе или полуприцепе), предусмотренном для движения в составе автопоезда, помимо основных «световых» соединительных розеток присутствует еще одна - розетка АБС/ЕБС. Эта розетка крупнее «световых» и имеет 5 или 7 контактов (не больше).
-На прицепе/полуприцепе необходимо наличие устройства активации стояночного торможения (кран растормаживания) в отсутствии автомобиля-тягача (пункт 5.2.2.10 Правила ЕЭК ООН №13).